вторник, 10 февраля 2015 г.

Жизнь, смерть и обратно.

Теоретическая физика утверждает что есть возможность летать во времени, но нет устройства который бы был способен на это. Раз сел в эту машину времени, и улетел на 20 лет назад, захотел и на 30 лет вперёд, вот весело будем  жить. Но нет такой машины, много что есть, господа учёные много что смастерили и атомную бомбу, и в космос летаем как на Таити олигархи. Много что такого мы изобрели, и биологи тоже многим могут похвастаться, биологи тоже сложа руки не сидели, тоже работали днями и ночами и результаты у них тоже впечатляющие.
Но есть вещи которые неоспоримы такие как жизнь и смерть. Даже философы (какие уж там биологи) считают что жизнь не отделима от смерти, что жизнь это своего рода смерть и наоборот. А ещё считают что жизнь любого живого существа это билет в один конец, родился значит когда нибудь умрёт другого пути нет. А почему так считают? Так потому что никто ещё не вырывался из лап смерти попав туда, вот поэтому и суждение такое.

Биологи всем этим суждениям не противоречат, кто-то скажет что жизнь это билет в один конец, биологи лишь кивают мол да согласны. А в лабораториях своих эксперименты делают свои мысли при себе держат лишь только лабораторный персонал знает что к чему и всё на этом. Биологи же не философы, они свои работы не на своих мыслях строят, а на результатах экспериментов и наблюдений.
И ещё одна черта, не берутся господа биологи сразу за такой большой вопрос о жизни и смерти как философы, поступательно биологи действуют кирпичик за кирпичиком, болтик за болтиком, и иногда жизни не хватает чтобы полную картину создать того  что задумал, но и здесь нашли они выход, тренируют биологи учёные себе подобных, мыслями своими своих учеников заражают, как грипп воздушно-капельным путём, чтобы после их смерти продолжили ученики дело учителя. Работает система, хорошо работает.

Так и смерть разобрали на составляющие, и сейчас запрограммированная клеточная смерть апоптозом называется. Процесс апоптоз условно можно поделить на четыре фазы: инициация, усиление, исполнение и смерть. И догма молекулярной биологии заключается в том что если клетка входит в фазу исполнения то обратного пути нет.
Самыми важными молекулами в этом процессе считаются каспазы (протеины исполнители), пик активности каспаз приходит соответственно на фазу исполнения. Каспазы участвуют во фрагментации ДНК и в разрушении протеинов которые жизненно необходимы для клетки. Догма апоптоза заключается в том что с активизацией каспаз процесс становится необратимым.



Но есть такой учёный Дениз Монтел (Denise Montell) которая взяла и подставила под сомнение эту догму. Дело в том что точка невозврата у всех разная, у каждого типа клеток он свой, также многое зависит от индуктора апоптоза, его концентрации и продолжительности инкубации. Док. Монтелл и её коллеги из Калифорнийского Университета в Санта Барбара задались простыми вопросами а где эта последняя черта невозврата? Является ли активизация каспаз тем самым водоразделом между жизнью и смертью клетки?

Чтобы ответить на эти вопросы, они индуцировали апоптоз и инкубировали до того момента пока не появятся явные морфологические и молекулярные признаки смерти клетки такие как уменьшение размеров клетки, фрагментация ДНК и активизация каспаз. После этого клетки были промыты физиологическим раствором и инкубировались без индуктора апоптоза. Парадоксально, но клетки вместо того чтобы умереть, восстановились после стресса и продолжали дальше расти (видео обратимости апоптоза: https://www.youtube.com/watch?v=CkHC6BlrbAM ).

Исследователи проверили этот эффект на разных клеточных линиях включая свеже-изолированные клетки такие как фибробласты, гепатоциты, раковые клетки и макрофаги. Соответственно, индуцировали апоптоз различными агентами фибробласты диметилсульфоксидом, гепатоциты этанолом и т.д. И несмотря на разные клеточные культуры и различные индукторы эффект обратимости исполнительной фазы апоптоза был задокументирован во всех случаях, говоря об универсальности механизма восстановления клетки как и универсальность апоптоза. Процесс обратимости запрограммированной смерти клетки был назван анастаз "anastasis" (что с греческого переводится как "возрождение", "подъём") в противовес апоптозу (что с греческого означает "падение"). В этой работе исследователи также анализировали ДНК "анастазированных" клеток найдя в них различные хромосомные аномалии которые часто встречаются в раковых клетках.

Насколько мне известно работа док. Монтелл которую я описал является пока единственной в этой области. Дальнейшие исследования этого процесса имеют хорошую перспективу в изучении онкологических новообразований. Является ли анастаз эволюционным механизмом адаптации раковых клеток к химио- или радиотерапии? Ведь как известно если рак "возвращается" после курса терапии то болезнь обретает более агрессивный характер с большей толерантностью к препаратам. Какова роль анастаза в нейродегенеративных расстройствах, в сердечно сосудистых заболеваниях? Все эти вопросы пока открыты.

Литература:
Mol Biol Cell. 2012;23(12):2240-52

Комментариев нет:

Отправить комментарий